Авторы доклада - Евгений Минченко, Кирилл Петров и Сергей Маркедонов - утверждают: политический кризис на Украине, «отягощенный вооруженным противостоянием в Донбассе», привел к обострению ситуации на всем постсоветском пространстве, включая Южный Кавказ. И это учитывая то, что ситуация в Закавказье и так была крайне непростой.
«На Кавказе (включая Северный и Южный) после распада СССР произошло шесть вооруженных конфликтов. Большинство из них нельзя считать полностью урегулированными, - говорится в докладе.- Из всех регионов бывшего Советского Союза только на Кавказе соседние государства не имеют дипломатических отношений. На сегодняшний момент они отсутствуют между Арменией и Азербайджаном, Россией и Грузией, Арменией и Турцией».
Сейчас на старые неразрешенные конфликты накладываются новые риски. В их числе авторы доклада назвали эскалацию насилия в зоне нагорно-карабахского конфликта и на армяно-азербайджанской границе за пределами «линии соприкосновения», усиление евроатлантических устремлений Грузии, «нарастающий хаос к югу от старой советской границы на всем ее протяжении» (в частности, укрепление позиций группировки «Исламское государство»). Серьезную озабоченность, по мнению авторов доклада, вызывают макроэкономическая стабильность стран региона, а также ситуация в социальной и внутриполитической сферах. Еще один фактор - неопределенность политического будущего Турции (ей, как говорится в докладе, может грозить дестабилизация по образцу других стран, в которых случилась «арабская весна») и Ирана (он «может стать жертвой политической 'перестройки', взорваться изнутри, не выдержав резкого изменения идеологического курса»).
В докладе подробно рассмотрена ситуация в трех странах Закавказья. Наиболее стабильным государством признан Азербайджан - «самая сильная экономика Закавказья, привлекательная для иностранных инвесторов». «Разработка месторождений газа отчасти компенсирует падение доходов вследствие постепенного исчерпания запасов нефти, - говорится в докладе.- Серьезным козырем Баку была и остается его многовекторная внешняя политика и умение балансировать между интересами США, Европейского Союза, России, Турции, Ирана, Израиля и стран арабского мира».
Чуть хуже ситуация в Грузии. «Грузия остается страной со значительным количеством политических рисков, - утверждают авторы доклада.- Конкуренция между властной коалицией 'Грузинская мечта' и оппозиционной партией 'Единое национальное движение' продолжается на фоне эрозии и дробления первой и открытых преследований в отношении ряда лидеров второй». В документе упоминается «грузинский дрейф в сторону Запада», который пока, по мнению авторов исследования, «не конвертируется в конкретные результаты».
«Непростыми остаются и российско-грузинские отношения, несмотря на объявленную в 2012 году нормализацию. Статус Абхазии и Южной Осетии и внешнеполитический выбор Грузии остаются по-прежнему тремя 'красными линиями', которые обе страны не готовы пересечь, - говорится в документе.- При этом заметно обостряется ситуация в Ахметовском районе Грузии (широко известном как Панкисское ущелье), что вызвано ростом исламистских настроений там и вовлечением значительного количества выходцев оттуда в ряды ИГ».
Наконец, наибольшие риски, как следует из доклада Minchenko Consulting - в Армении, которая в июне 2015 года пережила массовые акции протеста. Манифестации и беспорядки были спровоцированы решением Комиссии по регулированию общественных услуг страны о повышении тарифов на электроэнергию. «Между тем тарифная проблема - лишь часть более общих внутренних и внешнеполитических контекстов, переполненных значительными рисками», - говорится в документе.
«Две из четырех госграниц страны (турецкая и азербайджанская) закрыты. Два оставшихся окна в мир - грузинский и иранский - тесно связаны с конфликтными контекстами российско-грузинских отношений, а также отношений между РФ и Западом, Тегераном и США, - отмечается в докладе.- Все это создает значительные барьеры на пути для масштабных инвестиций, консервирует бедность, не говоря уже о сохраняющейся опасности 'разморозки' нагорно-карабахского конфликта».
Авторы исследования не делают однозначных выводов о том, на руку ли Армении тесное взаимодействие с РФ по целому ряду вопросов. «Гарантии безопасности и экономическая поддержка, получаемые Ереваном от Москвы, с одной стороны, обеспечивают статус-кво, в целом выгодное республике, но, с другой стороны, усиливают зависимость страны от российских бизнес-гигантов. В свою очередь, их тесная связь с властными структурами Армении чревата отождествлением недовольства политикой президента и правительства с действиями РФ», - говорится в докладе.
Подготовленный документ стал не первым подобным исследованием Minchenko Consulting. Ранее агентство сделало обзор рисков для иностранных инвесторов в странах Центральной Азии. Наиболее спокойная и благоприятная ситуация, как выяснилось, сложилась в Казахстане, наименее благоприятная - в Таджикистане. Сейчас эксперты работают над созданием общего рейтинга политических рисков для стран постсоветского пространства, не включая страны Балтии.
Павел Тарасенко