«Это настоящий государственный скандал, ведь за действия президента (Франсуа) Олланда (принявшего решение разорвать соглашение - прим. корр. ТАСС) платить придется французским налогоплательщикам», - заявил депутат от ведущей оппозиционной партии «Республиканцы» Гийом Лариве. Учитывая, что, согласно конституции Франции, президент не имеет права выступать в парламенте, Лариве потребовал, чтобы разъяснения дал премьер-министр Манюэль Вальс.
«Мы должны точно понимать о какой сумме идет речь, - отметил Лариве в эфире телеканала BFM-TV. - Учитывая и без того колоссальный долг Франции, отказ от поставки кораблей - решение без преувеличения экстравагантное».
Известие о том, что разрыв контракта с Россией по двум вертолетоносцам типа «Мистраль» будет стоить Франции значительно дороже, чем утверждают власти, вызвало серьезную полемику. Canard enchaîné напоминает, что, по словам министра обороны Франции Жан-Ива Ле Дриана, сумма неустойки, которую официальный Париж заплатит Москве, «будет меньше 1,2 млрд евро», как-то предполагалось изначальным контрактом между Парижем и Москвой. «Однако в действительности потери составят около 2 млрд евро: ряд статей не были учтены правительством», - пишет французское издание.
По его данным, власти Франции должны будут возместить 896 млн евро, которые Россия перевела непосредственно на строительство кораблей. Также Парижу придется заплатить компенсацию за те расходы, которые понесла российская сторона в связи с оборудованием порта Владивосток (именно там должен был базироваться первый из двух вертолетоносцев) и адаптацией 32 вертолетов Ка-52 для так и не поставленных «Мистралей». Также в счет вошла командировка 400 российских моряков, которые в течение полугода проходили обучение на верфях в Сен-Назере в 2014 году.
«Вместе с тем, французскому государству придется возмещать убытки не только российской стороне, но и французским подрядчикам», - отмечает газета. По ее данным, правительство выплатит 350 млн евро основному исполнителю работ - компании DCNS. «Еще не менее 200 млн евро уйдет на замену электронного оборудования, установленного по заказу России, для того, чтобы в дальнейшем корабли можно было продать в другие страны», - сообщает Canard enchaîné. Наконец, непосредственно порт Сен-Назера и верфи, а также такие компании, как Safran Thales, недосчитаются 400 млн евро в результате расторжения контракта.
В начале августа французский министр обороны сообщил, что точная сумма компенсации, которую официальный Париж выплатит Москве, будет объявлена на слушаниях в парламенте, поскольку именно французским законодателям придется одобрить достигнутое между Францией и РФ соглашение. Спикер Национального собрания Клод Бартолон подтвердил, что досье по «Мистралям» будет рассмотрено депутатами после окончания летнего периода отпусков. Парламентарии вернутся к работе 14 сентября.
«Сразу же мы изучим соглашение (о расторжении сделки - прим. корр. ТАСС), - заявил Клод Бартолон на этой неделе. - Мы ознакомимся с условиями компенсации, исходя из каких критериев она была установлена, а также обсудим, что делать с этими кораблями дальше».
О том, что Франция и Россия достигли договоренности об окончательном расторжении контракта по «Мистралям», было объявлено 5 августа. Как отметили в администрации французского президента, Париж обязался «полностью выплатить Российской Федерации суммы, перечисленные на основании контракта», а также «возвратить все российское оборудование, установленное на кораблях». «Франция получит полное право свободно распоряжаться двумя кораблями», - отметили в Елисейском дворце.
Дискуссии о судьбе контракта начались в ноябре 2014 года, когда Париж в последний момент приостановил передачу вертолетоносцев российской стороне. Свое решение Франсуа Олланд мотивировал ситуацией на Украине.
Сам контракт на строительство двух вертолетоносцев типа «Мистраль» для военно-морского флота РФ на сумму 1,2 млрд евро был подписан в июне 2011 года. Первый такой корабль, получивший название «Владивосток», был спущен на воду в октябре 2013 года, и еще в ноябре 2014-го должен был быть передан ВМФ России. Первоначально планировалось, что второй вертолетоносец - «Севастополь» - будет передан России во второй половине 2015 года, однако, как и в случае с первым кораблем, решение о его поставке было заморожено. До сегодняшнего дня «Севастополь» уже успел пройти три серии испытаний в открытом море.